Думается мне, что хотя бы раз в жизни вы да бывали на концерте с участием симфонического или, впрочем, камерного оркестра. И если бывали вы всё-таки более одного раза, то могли заметить, что музыканты сидят в определенном порядке, который практически не меняется от концерта к концерту.
Я об этом вовсе не задумывалась. Мне просто всегда было хорошо видно флейты и тех, кто на них играл. Обычно, очень даже симпатичные флейтисты. А всё потому, что сидят они всегда по центру сцены, хорошо просматриваются и слышны отчетливо.
А задумалась я о рассадке сравнительно недавно, на одном из классических концертов, на которых играл камерный оркестр под руководством одного английского дирижера, который, такое впечатление, поселился в Киеве.
Концерт был замечательным. Правда, организаторы планировали провести его под открытым небом, на какой-то сцене на крыше, но по привычке зарядил июльский дождь, и пришлось перенести в крытый зал. Людей было немного, что давало практически полную свободу выбора мест.
Дирижер как всегда разговаривал с публикой, посвящая её в тайны музыки, инструментов, жизни и творчества композиторов. В ходе рассказа о подготовке того или иного произведения, попутно знакомил с мальчиками из оркестра. Мол, вот Андрей - он контрабасист, а это Степан - он играет на уникальном инструменте, единственном в Украине, название которого и не упомнишь. У Степана сразу вспыхивают щеки от удовольствия. Так ненавязчиво устанавливается полу-семейная атмосфера, и концерт идет на ура.
Моцарт был прелестен, Шуман.. тоже. Видно было, что вечер доставил удовольствие как слушателям, так и самим молодым музыкантам. Я даже на время научилась различать на вид и на звук фагот, гобой и ещё что-то. По старинной украинской традиции было сыграно на бис, причем, публика проголосовала, отрывок чьего произведения повторить, и время было уходить. Мальчики из оркестра поднялись расходиться, и у меня вдруг вырвалось:
- Такой красавец, а они его прятали!
- Так фагот всегда сзади сидит, - невозмутимо ответила моя спутница.
Вот такая несправедливость на лицо. И ничего не попишешь.
Собственно, потому я и заинтересовалась рассадкой.
В симфоническом оркестре существует 4 пояса инструментов:
1.Струнные
2.Деревянные духовые
3.Медные духовые
4.Перкуссия (ударные)
Именно в таком порядке они располагаются в направлении от слушателя.
Как оказалось, в основном, выделяют два типа рассадки: американскую и немецкую. Первой пользуются у нас. Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.
Пойдете в следующий раз слушать классическую музыку, и если вдруг у вас не будет никаких проблем, мысли о которых бы свободно шныряли в голове во время концерта, обратите внимание на расположение инструментов - вдруг, вранье это всё?
Комментариев нет:
Отправить комментарий